Спуск к реке Урал
НАБЕРЕЖНАЯ И СПУСК К РЕКЕ УРАЛ
Архитектор Павел Перминов
1952-1953 год
Уже более ста лет бульвар на берегу реки Урал, названный в 1899 г. по решению Оренбургской городской думы в честь столетнего юбилея великого русского поэта, писателя Александра Сергеевича Пушкина - Пушкинским бульваром, является одним из красивейших мест нашего города. Приведение берега р. Урал с располагавшимися на бульваре садиками «в более благообразный вид», было начато Оренбургской городской думой в конце XIX века.
В апреле 1900 г. «Оренбургская газета» сообщила читателям, что «весь берег, начиная от спуска к р. Урал и почти до вокзала Белова, выложен диким камнем и обнесен деревянной решеткой. Такой же решеткой отделена от улицы и Александровская колонна с садиком. В огороженном от берега месте проводится посадка деревьев и кустарников, там же планируется разбить цветник. Дорожки очищаются, а сухие деревья вырублены». Благодаря проведенным работам бульвар на берегу реки превратился в одно из красивейших мест города.
Когда-то набережная Урала простиралась почти на два километра от Введенской церкви на улице 9 января до Георгиевского войскового собора в Форштатде. Она была любимым местом гуляний горожан. Тогда строить жилые дома вблизи берегового откоса запрещалось, а самым известным и узнаваемым зданием, построенным неподалеку от Урала на бульваре набережной, был ресторан Белова. После революции ресторан снесли, а вот название набережной – Беловка – сохранилось и по сей день.
Еще одна городская достопримечательность, расположенная на набережной, появилась даже раньше деревянного моста через Урал. Елизаветинские ворота – своеобразные врата в Азию - были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной в 1755 году. Первоначальное их место расположения – водяные ворота крепостного вала. Царский подарок дочь великого Петра преподнесла губернии после победной реляции Неплюева о подавлении восстания, вспыхнувшего в башкирских степях.
Украшение набережной, ставшей визитной карточкой города, продолжилось в XX веке. Осенью 1953 г. председатель Чкаловского облисполкома Александр Жуков обратился к Министру промышленности строительных материалов СССР Павлу Юдину с просьбой выделить г. Чкалову (такое название с 1937 г. по 1958 г. носил г. Оренбург) кусок обработанного гранита для использования в качестве постамента к памятнику прославленному летчику Валерию Павловичу Чкалову. Автор монумента (скульптор Исаак Менделевич) изобразил героя после завершения ответственного полета: «Пилот только что вышел из самолета, он горд от осознания выполненного долга и, несмотря на усталость, готов выполнить любое новое задание Родины».
Памятник предполагалось установить на пересечении улицы Советской и боковой аллеи бульвара, расположенного на высоком берегу р. Урал. Согласно пояснительной записке, приложенной Жуковым, бульвар планировалось оградить со стороны реки невысоким парапетом, построить от него к реке два спуска, а через Урал каждую весну «наводить деревянный мост в старинную Зауральную рощу - место отдыха чкаловцев».
Торжественное открытие памятника В.П. Чкалову состоялось 7 ноября 1953 г., а затем, во исполнение плана, началась реконструкция спуска к р. Урал.
Согласно архивным документам, отметки залегания различных грунтов уточнялись на месте после начала строительства. Подошвы опорных бутовых столбов, возведенных из естественных камней неправильной формы, устанавливались на мергелистых песчаниках средней твердости, которые легко чертятся ножом с появлением царапин, но не рассыпаются от мороза и влаги. Фундаменты подпорных стенок спуска располагались на почвах с «допустимым напряжением (сопротивлением) не менее 4 килограмм на квадратный сантиметр».
Облицовка стенок спуска тесаным камнем производилась одновременно с укладкой бутобетона (фундамента, основу которого составляли крупные неровные куски камня), «с чередованием тычков и ложков в каждом ряду» и креплением каждого камня к стенке металлическими закрепами диаметром 10 миллиметров.
Верхнюю часть стенки спуска толщиной 60 сантиметров сделали бетонной, а все подпорные стенки - из бутобетона марки «50» (так называемого легкого бетона марки «75» и камня марки не ниже «200»).
Строительство спуска завершилось 12 июля 1955 г. Газета «Чкаловская коммуна» сообщала читателям, что спуск к р. Урал стал одной из самых ярких достопримечательностей города: «изящные белые портики с колоннами, открытые террасы с балюстрадами, закругленные лестницы будто бы обнимают оформленный ренессансной аркой грот».
Таким образом, архитектурная композиция, включающая в себя гармонично обустроенную набережную, каменный спуск и пешеходный мост через р. Урал, в настоящее время является визитной карточкой, одним из красивейших уголков города Оренбурга.
Подробнее